You are viewing svetafonseca

Previous Entry | Next Entry



Цвет. Теплые и холодные нюансы.


 
Контраст теплого и холодного. Песок и небо.
Рисунок. Упрощенный цветовой круг состоит из 6-ти локальных цветов нейтральной температуры: желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего и зеленого. Понятие локального цвета было введено в обиход Леонардо да Винчи. Так называют чистые цвета, лишенные оттенков и примесей.
(рисунок: Надежда Азарова)

Автор: Надежда Азарова

Разделение оттенков на теплые и холодные для многих начинающих изучать колористику является одним из самых сложных вопросов. В этой статье мы досконально разберемся в температурной характеристике цвета и научимся определять цвета в группу "холодные" и в группу "теплые", опираясь на простую и понятную схему.

 

Прежде всего, для предварительного знакомства с темой я рекомендую две своих статьи: "Цветовой круг по Иттену" и "Контраст теплого и холодного". В этих статьях вы получите базовое представление о составлении цветового круга и о температурном восприятии цвета. Здесь же мы сосредоточимся на практическом и утилитарном подходе к теме теплое-холодное.

На картинке вы видите упрощенный цветовой круг из 6-ти цветов. Три цвета в нем - желтый, красный и синий - являются основными цветами. Остальные три цвета - оранжевый, фиолетовый и зеленый - являются производными от них, так называемыми цветами второго порядка. Все многообразие оттенков каждого из цветов мы как бы упаковали в единый сектор круга, гладко закрашенный усредненным локальным цветом.

Принимаем три постулата:

  1. Оранжевый цвет - это теплый полюс круга. Оранжевый совмещает в себе солнечную теплоту желтого и горячий огонь красного, поэтому является самым теплым из всех возможных цветов.
  2. Синий цвет - это холодный полюс круга. Он находится на другом конце диаметра от оранжевого.
  3. Все цвета круга имеют нейтральную температуру. Каждый цвет в круге - это локальный чистый цвет без какой-либо примеси, имеющий нейтральную температуру (не теплый - не холодный). Название "локальный цвет" было введено Леонардо да Винчи для обозначения чистых цветов, лишенных оттенков и примесей. Отклонение от локального цвета дает нам нюансы цвета - его теплые и холодные оттенки.
Правило для определения температуры оттенков: со стороны теплого полюса расположены теплые оттенки цвета, со стороны холодного полюса - холодные нюансы.
Рисунок. Правило для определения температуры оттенков: со стороны теплого полюса расположены теплые оттенки цвета, со стороны холодного полюса - холодные нюансы.
(рисунок: Надежда Азарова)

Теперь представьте себя человеком, который может ходить по этому кругу в любом направлении. Этот образ поможет нам сформулировать правило для определения теплого и холодного оттенка любого цвета в круге.
 

Правило.

Если мы подходим к цвету со стороны теплого полюса, то видим его теплые оттенки. Если мы подходим к цвету со стороны холодного полюса, то видим его холодные оттенки.

Обсудим это правило на примерах по каждому из цветов круга.

Холодные зеленые оттенки обладают добавкой капельки синего.
Фото. Холодные зеленые оттенки обладают добавкой капельки синего.
(фото: Александр Азаров)

Зеленый. Подойдя к зеленому со стороны теплого полюса мы увидим сочетания желтого и зеленого - свежая зелень, салатовый, оливковый, болотный. Это теплые нюансы зеленого. В каждом из них угадывается теплая желтая нота. Подойдя к зеленому со стороны холодного полюса мы получим холодные нюансы зеленого - синевато-зеленый, мятный, нефритовый, малахитовый, изумрудный. Эти цвета охлаждены капелькой синего.

green.jpg

Желтый. Подойдя к желтому со стороны оранжевого полюса мы увидим теплые нюансы желтого: медовый, золотистый, кукурузный, янтарный. Эти цвета кажутся наполненными солнечным светом. Подойдя к желтому сектору со стороны синего полюса мы получим основной холодный нюанс желтого: лимонно-желтый. Холодных нюансов желтого мало, потому что этот цвет очень быстро теряет свою ясную желтую природу при добавлении примесей другого цвета и переходит либо в зеленую гамму, либо в серовато-желтовые оттенки (которые мы тоже считаем холодными, потому что солнечный пигмент в них приглушен).

Холодные нюансы красного особенно заметны на контрасте с теплым красно-оранжевым.
Фото. Холодные нюансы красного особенно заметны на контрасте с теплым красно-оранжевым.
(фото: Александр Азаров)

yellow.jpg

 

Красный. Нюансы красного со стороны оранжевого полюса носят явный теплый характер. Это - коралловый, томатный, кирпичный, огненно-красный, оранжево-красный, цвет красной рыбы (семга, лосось). В каждом из этих оттенков чувствуется добавка желто-оранжевого цвета. Подойдя к красному со стороны холодного полюса мы получим холодные нюансы - фуксия, малиновый, вишневый, бургунди. В этих оттенках заметно наличие синего пигмента.

red.jpg

Фиолетовый. Теплые и холодные оттенки фиолетового очень легко перепутать между собой без такой схемы, потому что сам по себе фиолетовый цвет априори холодный, особенно по сравнению с оранжево-красным. Но если считать фиолетовый локальным цветом нейтральной температуры, то как бы справа и слева от него образуются тональные оттенки: чуть более синеватые и чуть более красноватые. Первые мы называем холодными, а вторые - теплыми. Глядя на фиолетовый со стороны теплого полюса, мы видим теплые оттенки фиолетового - красно-фиолетовый, красный виноград, розовато-фиалковый. Со стороны синего цвета мы находим у фиолетового холодные нюансы - лиловый, лавандовый, сиреневый, аметистовый.

Оранжевый - особенный цвет из-за своего положения в цветовом круге.
Рисунок. Оранжевый - особенный цвет из-за своего положения в цветовом круге. Он защищен от воздействия холодного полюса основными цветами с каждой стороны - желтым и красным.
(рисунок: Надежда Азарова)

Оранжевый. Оранжевый - это особенный цвет. Как следует из главного постулата, это абсолютно теплый цвет. Холодных нюансов оранжевого нет, потому что подойти к нему со стороны синего полюса никак нельзя - с одной стороны оранжевый защищен красным цветом, а с другой стороны он защищен желтым. И красный, и желтый являются основообразующими цветами круга, поэтому вся зона между ними по короткой стороне состоит только из их смесей. Синий пигмент есть только у цветов, расположенных между желтым и красным по длинной стороне круга. Этими цветами влияние синего в цветовом круге собственно и ограничено. Поэтому теплых нюансов у оранжевого сколько угодно - медный, кирпичный, ржавый, медный, коричнево-медовый, а холодных нет вообще.

Синий. Синий в отличие от оранжевого не является таким защищенным, поэтому у него есть теплые и холодные нюансы. Холодные нюансы синего идут со стороны сине-фиолетовой гаммы. Это васильковый, кобальтовый, ярко-синий электрик, индиго, небесно-голубой. Если подойти к синему со стороны теплого полюса мы получим условно-теплые оттенки синего. Это морская волна, бирюза, лазурно-голубой. В отличие от холодно-синих с фиолетовым отливом, гамма условно-теплых оттенков синего согрета капелькой желтого. Бирюзу можно легко принять за холодный оттенок зеленого, потому что в ней больше синего, чем желтого. Но по некоторой условности между стилистами ее принято относить в теплую гамму.

orange.jpgblue.jpg

Вообще говоря, тона бирюзовой группы часто вызывают много расхождений в оценке теплоты. Бирюзовые оттенки расположены между синим и зеленым, потому их еще называют просто сине-зелеными оттенками. С одной стороны их можно трактовать как холодные нюансы зеленого (смотрим на зеленый сектор круга со стороны холодного полюса), а с другой стороны, как теплые нюансы синего (смотрим на синий сектор круга со стороны теплого полюса). Грань между тем, когда оттенок еще сохраняет явную зеленую природу, и тем, когда он уже перешел в сине-голубые оттенки - очень тонка. Увидеть всю ее условность нам поможет следующая иллюстрация.

Бирюзовые тона занимают  промежуточное место между синим и зеленым.
Рисунок. Бирюзовые тона занимают промежуточное место между синим и зеленым, поэтому их оценка затруднена очень тонкой гранью между тем состоянии, когда бирюза скорее зеленая как хвоя (и тогда мы ее считаем холодным зеленым нюансом), и тем, когда бирюза становится синеватой, как морская волна (и тогда мы ее считаем теплым синим нюансом).
(рисунок: Надежда Азарова)

На схеме выше вы видите фрагмент цветового круга от зеленого до синего, вытянутый в одну линию. По мере добавления к зеленому капелек синего, цвет становится все более морским, пока не станет полностью синим, пройдя все оттенки бирюзовой гаммы. Разделив эту зону условно на часть "еще зеленая" и часть "уже синяя", мы получим холодные оттенки зеленого цвета и теплые оттенки синего цвета.

Теплые фиолетовые нюансы характеризуются красноватым подтоном.
Фото. Теплые фиолетовые нюансы характеризуются красноватым подтоном.
(фото: Александр Азаров)

В общем виде, можно сказать, что все холодные оттенки отличает наличие синего подтона (отлива), а все оттенки теплой группы - наличие желтого подтона. Почему мы добавляем именно желтый, а не оранжевый? Дело в том, что оранжевый хоть и является самым теплым цветом, это все-таки производный цвет, цвет второго порядка, образованный смесью желтого и красного. Все цвета круга составлены из основных цветов - красного, желтого и синего. Поэтому, анализируя состав цвета на глаза, мы определяем сколько в нем именно желтого, а не оранжевого.

Исключением из этого правила являются оттенки фиолетовой группы. Как оранжевый защищен от воздействия синего цвета другими основными цветами (красным и желтым), так и фиолетовый защищен от воздействия желтого цвета парой красный-синий. Поэтому фиолетовый приобретает теплые нюансы, когда в нем виден красноватый подтон, а не желтый.

Ярче всего правило синего и желтого подтона проявляется на цветах нейтральной группы: сером, белом, коричневом и бежевом. Эти оттенки не представлены на цветовом круге, поэтому к ним можно подмешивать как холодящий синий оттенок, так и согревающий желтый оттенок.

На тканях с рисунком определить теплый он или холодный можно, ориентируясь на фон ткани или общее ощущение от принта.
Фото. На тканях с рисунком определить теплый он или холодный можно, ориентируясь на фон ткани или общее ощущение от принта.
(фото: Александр Азаров)

В любом случае, когда вам нужно определить теплый или холодный оттенок перед вами, сразу представляйте себе мысленно схему круга из 6-ти цветов и старайтесь определить позицию вашего оттенка относительно локального цвета. Он вероятнее расположен со стороны теплого полюса или со стороны холодного? В случаях сомнений сопоставляйте оттенок с эталонным нюансом данного цвета, который можно запомнить по названию. На сравнении двух цветов всегда проще принять решение в сложном случае.

Если вам нужно определить теплоту-холодность на тканях с рисунком из разных цветов, ориентируйтесь на доминирующий цвет (фон) или общее ощущение от принта, если фон теряется под изобильным рисунком. Небольшая примесь оттенков с другой температурой не меняет общего цветового звучания материи и даже наоборот, зачастую придает ей большую красоту и притягательность.

Практическое применение деления оттенки на теплые и холодные ярче всего прослеживается в теории цветотипов. Холодные оттенки цветов составляют зимнюю и летнюю палитру, а теплые оттенки - весеннюю и осеннюю. Подробнее о палитрах и цветотипах читайте в статье "Цветотипы: увидеть разницу. Часть 1."


Latest Month

February 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono